Кому мешал Улуг Мухаммед?
Все империи рано или поздно разрушаются. Как карточный домик, рассыпались необъятные владения Александра Македонского, растаяла, как дым, могучая Персидская держава, рухнул "вечный Рим". Пришло время - раскололась и Золотая Орда. Выкарабкиваясь из-под ее обломков, формировались новые самостоятельные государства. Наиболее сильными из них оказались три: Московское княжество, Крымское и Казанское ханства. Но вот причуды истории: каждое из этих молодых государств, не успев опериться и вкусить все сладости суверенитета, стало думать не о том, как лучше обустроить свою внутреннюю жизнь, а нацелилось на захват оставшегося почти бесхозным имперского наследства.
Возможно, прав историк Л.Гумилев, говоря, что сам географический ландшафт
евразийских просторов наталкивал на создание единой централизованной державы.
Но где утвердится ее столица, после того как захиревший Сарай окончательно
сойдет с политической арены? В Москве, Бахчисарае, Казани? Чтобы ответить
на этот узловой вопрос истории, понадобилось около 100 лет.
Поначалу фортуна улыбалась ордынскому хану Улуг Мухаммеду. Утвердившись в
1436-37 годах в Казани, он стал проводить активную имперскую политику. Отпрыск
знатного хана, внук знаменитого Тохтамыша привык мыслить вселенскими масштабами,
удел провинциального казанского бека его не устраивал. Возрождение Золотой
Орды с центром в Казани - вот уровень притязаний властолюбивого ордынца. Но
основной соперник - московский князь Василий, которому Улуг Мухаммед в бытность
свою ханом в Сарае самолично вручал ярлык на княжение, - тоже был не лыком
шит. Если с сарайскими ханами еще считался, то казанских, считая себе ровней,
посылал куда подальше. Только после нескольких набегов на Москву и захвата
в плен Василия "выход" (дань) москвичи стали давать не в Сарай, а в Казань.
Для того чтобы выкупить московского князя из плена, понадобилось "от злата
и сребра, и от портища всякого, и от коней, и от доспехов пол-30 тысящ"...
Для сбора дани в русские города поехали казанские чиновники. На ярмарках все
громче стала раздаваться татарская речь, над русскими кварталами возвысились
минареты мечетей, с которых муэдзины выкрикивали звучные азаны. Русский посол
не сильно лукавил в Стамбуле на приеме у турецкого паши, когда заявлял: "Мой
государь не есть враг мусульманской веры. Слуга его царь Саин-Булат господствует
в Касимове, царевич Кайбула в Юрьеве, Ибак в Суржике, князья ногайские в Романове:
все они свободно и торжественно славят Магомета в своих мечетях..."
Дипломаты, как известно, любую ситуацию могут повернуть выгодной стороной,
но оппозиции московского князя во главе с Дмитрием Шемякой она сильно не нравилась:
"Зачем привел татар на русскую землю и города с волостями отдал им в кормление?"
Только вопросами дело, понятно, не кончилось - Василия низложили и выкололи
глаза, после чего он стал зваться не иначе, как Темный. Но друзья-татары -
царевичи Касим и Якуб - в беде не оставили, помогли вернуть московский престол.
Из всех историков, пожалуй, М.Худяков наиболее щедр на комплименты в адрес
Улуг Мухаммеда: "Большой ум, громадная энергия, колоссальная предприимчивость"
- это еще скромная характеристика. По мнению Худякова, "план основания Казанского
ханства можно назвать гениальным".
И еще: "Личность Улуг Мухаммеда, несмотря на скудость сохранившихся о нем
известий, рисуется в качестве весьма выдающейся. Царствование его в Сарае
было блестящим, и суверенитет над Россией был прочным и непрерывным. Принужденный
оставить Сарай, он отправился в Крым и основал там независимое государство...
Вынужденный вторично покинуть престол, Улуг Мухаммед не пал духом и вступил
в пределы России. Одержав победу над русскими у Белева, он решил по примеру
Крымского ханства отторгнуть от Сарая все Среднее Поволжье и основать там
самостоятельное государство. Этот грандиозный замысел был выполнен им чрезвычайно
успешно... Мало того, ему удалось в пределах России создать самостоятельное
государство - ханство Касимовское".
Если абстрагироваться от худяковской патетики и обратить внимание на экономику
Казани того времени, надо признать, что она была на подъеме, и не только благодаря
московскому "выходу". Бурно развивались ремесла, в том числе металлургия:
достаточно сказать, что первые пушки отливались в Казани, и именно отсюда
они попали в Москву, а не из Европы, как думали раньше. Казань превратилась
в крупный центр международной торговли, на "гостином острове", как раньше
в Булгаре на Ага-Базаре, ежегодно проходили знаменитые "Казанские ярмарки"
(позже подобные "всероссийские торжища" будут проводиться в Нижнем Новгороде).
Но кончилось правление Улуг Мухаммеда трагично. Его убили (правда, некоторые
исследователи, в том числе М.Худяков, утверждают, что хан умер своей смертью,
от старости).
Есть несколько версий убийства Улуг Мухаммеда, назовем две. По Л.Гумилеву,
Улуг Мухаммеда убил его сын Махмутек, и именно сын, а не отец основал Казанское
ханство в 1445 году. Его брат Касим взял на себя бремя мести за отца, став
верным союзником московского князя Василия Темного, который выделил ему надел,
получивший название Касимовского княжества. Согласно другой версии - Ф.Нурутдинова
- Улуг Мухаммед пал от меча своего брата Кара-Якуба. Один из сыновей Улуг
Мухаммеда, а именно Касим, встал на сторону дяди. И не Касим, а Махмутек поклялся
отомстить за убиенного отца. Так Касим, получивший Касимовское княжество,
и Махмутек, правивший в Казани, превратились в непримиримых врагов. Последователей
первого стали называть "касимовские татары", последователей второго - "казанские
татары".
Москва умело играла на этой вражде, поддерживая партию Касима. Чем это в конечном
счете закончилось, хорошо известно: Иван Грозный в 1552 году взял Казань.
Некоторые исследователи, например С.Алишев, говорят о том, что, несмотря на
сильную децентрализацию, Булгария в рассматриваемый нами период еще продолжала
существовать как государство. Помимо ослабевшего собственно Булгарского бекства
и набиравшего силу "Казанского царства", в него входили Жукотинское (возле
современного Чистополя) и Кирменчукское (возле Мамадыша) княжества, а также
бекства Чаллы, Алабуга и другие.
Существует предположение, что Махмутек был не самостоятельной фигурой, а лишь
ставленником булгарского эмира, занимая скромный пост улугбека (губернатора)
Казани. За ним и его потомками за верность булгарскому престолу этот пост
был закреплен якобы навечно. Так завершилась династия булгарских ханов в Казани
и началась династия золотоордынская...
В этой междоусобице Казань прозевала главное: инициатива медленно, но верно
переходила к Москве. Любопытно, как трактует ее возвышение один из авторов
евразийской идеи - Н.Трубецкой: по его мнению, просто произошла "замена ордынского
хана московским царем с перенесением ханской ставки в Москву".
С такой оценкой вполне солидарен Л.Гумилев, добавляя лишь, что этой замене сопутствовала и смена правящих династий. В итоге, заключает Гумилев, "земли бывших Золотой и Синей орд (Поволжье и Тюмень) были воссоединены, на сей раз под рукой московского государя... Иной оказалась судьба юго-западных княжеств. Белая Русь, Галиция, Волынь, Киев и Чернигов отказались от союза с Ордой и... стали жертвой Литвы и Польши".