"Любящий Вас брат" - граф Лев Толстой

Лев Толстой никогда не поступал так, как все, его слова и поступки всегда были непредсказуемы и непонятны окружающим. Мир как будто не хотел его принимать, и он в ответ не принимал мир, в котором ему выпало жить.

Как утверждают биографы, Лева рос "некрасивым, неловким и застенчивым" мальчиком. Уже в детстве, а может, еще в материнской утробе, был заложен тот сложный "толстовский" код, который ему потом пришлось расшифровывать всю свою долгую жизнь. Самый важный ее этап - с 13 до 19 лет, когда, собственно, и формируется личность, Лев Толстой провел в Казани, с которой его старинный и знаменитый род давно был знаком. Еще его прадед Андрей Иванович Толстой служил секунд-майором в Свияжске, а дед в 1815-1820 годах был губернатором Казани. Позже почти всех своих многочисленных родственников писатель так или иначе увековечил в своих бессмертных произведениях. Так, с деда по материнской линии он "срисовал" портрет старого князя Болконского, а с деда по отцу - старого графа Ростова в своем знаменитом романе "Война и мир". Отец Левы, Николай Ильич, был страстным картежником и промотал огромное состояние. Игроки, как правило, долго не живут, но еще раньше, когда будущему корифею русской словесности было всего два года, умерла его мать. Дети - Лев, его братья и сестра Мария - остались на попечении теток.

В конце концов, после нескольких переездов, опекунство над ними оформила тетка, жившая в Казани, - П.Юшкова. Толстые разместились в просторном особняке - памятнике архитектуры классицизма начала XIX века - на улице Поперечно-Казанской (ныне Япеева, 15, где по решению Кабмина РТ сейчас создается музей Л.Толстого). В 1844 году Лев Толстой пишет прошение на имя ректора Казанского Императорского университета (тогда им был Лобачевский) с просьбой зачислить "в число студентов восточного факультета по разряду турецко-арабского..." Знаете, какую оценку будущий скрупулезный исследователь Отечественной войны 1812 года получил по истории? Кол! Так же откровенно он плавал в вопросах географии и по другим основным предметам. Зато с языками у него был полный порядок, и не только с французским, но и... с татарским, которые он сдал на пятерку.

Но в университет поступил только со второго захода, написав новое прошение. Как учился Толстой? Отвратительно. Можно сказать, что он совсем не учился, прожигая молодость на балах, охоте, в кутежах и прочих праздных развлечениях. Позже Толстой признавался: "Без ужаса, омерзения и боли не могу вспоминать об этих годах". Сохранилась любопытная афиша, извещающая о премьере любительского спектакля "Живые картинки", которая состоялась в актовом зале КИУ. "Казанские губернские ведомости" (№18, 1846 года) отметили мастерскую игру преподавателя университета "Депланьи, а также... - графа Льва Толстого". Это первое упоминание имени будущего писателя в печати.

В общем, нерадивому студенту грозило отчисление из университета. Опережая события, Толстой перевелся на юридический факультет. Но и там продолжал разгульную жизнь, пока судьба не свела его с замечательным ученым, профессором гражданского права Дмитрием Ивановичем Мейером. Директор музея истории Казанского государственного университета С.Писарева, с которой мы беседуем, показывает любопытный документ, из которого следует, что именно Мейер первым разглядел в нескладном юноше неординарную личность. Профессор предложил своему студенту провести сравнительный анализ двух исторических источников: "Наказа" Екатерины II и "Духа законов" французского философа Монтескье. Работа захватила Толстого с головой. Забросив все свои прежние увлечения, он погрузился в мучительную сладость самостоятельного творческого труда. Некоторые исследователи даже говорят о некоем "казанском переломе", когда будущий великий мыслитель впервые задумался над смыслом бытия и другими "вечными вопросами", над разгадкой которых он бился потом всю оставшуюся жизнь. Молодой человек, по свойственной ему особенности, пришел к неожиданному выводу: "Наказ" принес больше славы Екатерине, чем пользу России! Но главный вывод был в другом: юноша решил, что университет только мешает его самостоятельным изысканиям, и попросил отчислить "по расстройству здоровья".
Позже он никогда не изменял этому принципу: доискиваться сути всех вещей самому, невзирая ни на какие авторитеты.

Несмотря на то, что Толстой навсегда покинул Казань и обосновался в родовом имении - Ясной Поляне, духовная связь с городом юности не оборвалась. По казанским мотивам им написан целый ряд произведений: трилогия "Детство", "Отрочество", "Юность" и рассказы "Утро помещика", "После бала". В 1851 году по пути на военную службу в Крым он пробыл несколько дней в Казани. А спустя 20 лет прохаживался по Казанскому причалу, когда ездил лечиться кумысом в самарские степи. Жизнь Толстого состоит из сплошных странностей. Свои гениальные литературные произведения "Анна Каренина", "Воскресение", "Война и мир", которыми зачитывались не только в России, но и в Европе и Америке, он ни во что не ставил. Граф Толстой мог сделать блестящую военную карьеру, для этого у него было все: знатное происхождение, личная храбрость, острый ум. Однако едкие стишки против бездарных царских генералов наглухо закрыли вход в высший офицерский свет. Толстой жил так, как будто ему не хватало кислорода. "Нечем жить" - такое настроение было постоянным его спутником. Как его только ни называли: "гений мировой литературы", "зеркало русской революции", "выживший из ума раскольник"...

Писатель мало обращал внимания на подобные высказывания в свой адрес, как истинный мудрец, хвале и хуле внимая равнодушно. Ему больше были интересны робкие колебания духа, нежели грубые проявления материи. Главной своей работой он считал не литературу, а постижение учения Христа, но "христианского учения в истинном смысле", то есть в собственной трактовке. Для того, чтобы прочитать первоисточники в подлиннике, он специально изучил древнегреческий и древнееврейский языки. Однако выводы, к которым Толстой пришел в своем самостоятельном исследовании, не понравились Святейшему Синоду. И 20-21 февраля 1901 года граф официально был отлучен от церкви за то, что "в прельщении гордого ума своего дерзко восстал на Господа и на Христа Его". Лев Толстой выше всего ставил христианские идеалы. И тем трудней постичь некоторые его поступки и слова.

Представьте ситуацию: к благочестивому христианину приходит православная женщина и жалуется, что ее сыновья хотят принять ислам. Что бы он ей посоветовал? Ответ очевиден. Но не для Толстого. В ответном письме к Е.Векиловой он написал буквально следующее: "... для меня не может быть никакого сомнения в том, что магометанство по своим внешним признакам стоит выше церковного православия" (15 марта 1909 года, Ясная Поляна). Не отписал ли он эти строки под напором нахлынувших казанских впечатлений? Как знать...

Писатель хорошо был знаком не только с западной культурой, но и восточной. Известны его симпатии к акциям гражданского неповиновения индийского мудреца Махатмы Ганди и идеям основателя "исламского социализма" Сардара Ваисова.

С последним он встречался в Ясной Поляне в феврале 1909 года. Врач и секретарь Толстого Д.Маковицкий зафиксировал в своем дневнике: "Л.Н. вспоминал про Казань, что он там учился на восточном факультете..." Сардар пробыл в гостях у Толстого три дня и удивлялся, как хорошо тот знает Коран. У Толстого и Ваисова завязалась дружеская переписка. Однажды граф даже оказал материальную помощь основанной С.Ваисовым в Казани "Мусульманской академии", которая из-за гонения властей попала в трудное положение. Насколько духовно были близки друг другу христианский и мусульманский реформаторы, видно из следующего письма Льва Толстого от 18 мая 1909 года: "... из письма Вашего почувствовал то братство с Вами, к которому идут и придут народы по вере в единый, общий для всех закон Бога: любви к нему и ко всем без различия... Пишите мне, не могу ли чем служить Вам. Был бы рад. Любящий Вас брат".

А через три года старый граф вышел из дома, сел на железнодорожной станции в проходящий мимо вагон и в дороге умер. Куда и зачем он поехал - до сих пор остается загадкой...

наверх

Hosted by uCoz