Кул Гали стал "рабом" из-за сочувствия к своему народу
Кул Гали не был коренным казанцем. Доподлинно известно, что он подолгу жил в обеих столицах Волжской Булгарии - Биляре и Болгаре, а также в Алабуге, Нур-Суваре и древнем городке Кашане (отсюда псевдоним - Кул Гали Кашани)... Но наверняка он бывал и в Казани, уже в те годы - в конце XII- начале XIII веков - набиравшей силу, чтобы через сто лет стать новой столицей Булгарского государства под названием "Болгар аль-Джадид" ("Новый Болгар").
Если бы Кул Гали ничего в своей жизни не совершил, кроме того, что написал свою замечательную поэму "Кыса-й Йусуф" ("Сказание о Юсуфе"), он все равно бы вошел в историю. Его имя стоит в одном ряду с такими известными стихотворцами Востока, как Омар Хайям, Хафиз, Низами, Навои, Шота Руставели... Весь мир чествовал в 1983 году (800-летиий юбилей) Кул Гали именно, как великого поэта, внесшего яркую жемчужину в фонд мировой культуры. Подлинник поэмы до нас не дошел, но сохранились многочисленные списки. Произведение построено на коранических и библейских образах, берущих начало в ассирийско-вавилонских преданиях II тысячелетия до н.э. "Международный сюжет" о прекрасном Юсуфе (об Иосифе Прекрасном) хорошо известен как на Востоке, так и на Западе, - возможно, еще и этим объясняется такая необычайная популярность бессмертной поэмы Кул Гали. Главная ее идея - стремление создать справедливое общество, осуждение распрей, призыв к миру. Если учесть, что книга была написана и стала широко распространяться в период монгольского нашествия, станет ясно, насколько актуальной она тогда была.
Впрочем, ею зачитывались и последующие поколения, о необычайно высоком "рейтинге"
поэмы о прекрасном Юсуфе говорит и тот факт, что вплоть до XIX века эта книга
оставалась непременным атрибутом приданного казанских невест. По ней люди
сверяли свои нравственные ориентиры: те, кто помладше брали образцом для подражания
Юсуфа, а старшее поколение - его отца Якуба.
Поэма, написанная на кыпчакско-огузском варианте старотюркского литературного
языка, дала толчок развитию всей тюркской поэзии. Турок Хамза, узбек Дурбек
и многие другие средневековые мастера художественного слова считали булгарского
поэта своим учителем.
Однако Кул Гали был знаменит, причем еще при жизни, не только тем, что умел
красиво и складно складывать слова в рифмованные строки. Практически вся его
жизнь пришлась на время правления диктатора Чельбира. Роль этого кана (так
в Волжской Булгарии называли царей) в истории булгарского государства неоднозначна.
Многие считают, что именно при нем держава добилась своего наибольшего могущества
и расцвета. Однако на это же время приходятся и ужасная нищета народа, и непомерные
налоги, и кровавые междоусобные распри. Величие и мощь булгарского царства
Чельбир, как позже Иван Грозный и Петр I в России, строил на крови и костях
своих подданных. Тем не менее, находятся историки - и таких, надо заметить,
большинство, - оправдывающие любую жестокость при создании жесткого централизованного
государства. Хотя история многовариантна, в ней почти всегда есть выбор, "жесткие
государственники" непременно порождают "демократическую оппозицию".
К ней мы можем причислить и Кул Гали.
Главным противником диктаторского курса Чельбира выступало братство "Эль-Хум",
созданное в Биляре. Его членами были в основном шакирды (студенты) университета
"Мохаммад-Бакария", известного во всем мусульманском мире. У булгарской
знати это заведение имело дурную репутацию из-за чрезмерного, как им казалось,
сочувствия простому люду. Как поучал один сановный вельможа своего сына: "Если
ты побываешь в его стенах, не сможешь стать хорошим правителем".
В братстве "Эль-Хум" верховодила воинствующая группа "Амин",
символом которой был алп (дух) Сибир-Карги - грача. Поэтому аминовцев называли
"грачами", которые вынашивали план свержения "злого Чельбира"
и воцарения вместо него "доброго Чалмати", сочувствующего идеям
братства. По началу все шло по плану. Бунтовщики освободили 300 пленников,
захватив зиндан (тюрьму) "Шайтан Бугаз". Мятежники вышли на улицы
и стали грабить дома "билемчеев" - булгарских чиновников, собиравших
налоги. Когда Чельбир собрался бежать из столицы, ему навстречу попался сеид
Мирхуджа - отец Гали, преспокойно расхаживающий по мятежному городу.
- Разве ты не покинешь Биляр вместе со мной? - спросил его кан.
- Цари могут бежать и возвращаться, но улемы всегда должны быть вместе с народом,
- последовал ответ.
Кул Гали тогда было 10 лет, он с детства впитал свободолюбивый дух братства
"Эль-Хум" и всю свою жизнь посвятил воплощению несбыточной в общем-то,
как учит вся мировая история, мечты - созданию Царства Добра и Справедливости
на булгарской земле. Чельбир отсиделся в Булгаре, а вскоре снова захватил
власть и удвоил и без того непомерные налоги. "Грачи" не собирались
сдаваться, плетя один заговор за другим. Поступив в "Мохамад-Бакарию",
Кул Гали становится активным членом братства "Эль-Хум". Вместе с
другим шакирдом - отпрыском царствующей династии Мир-Гази (несмотря на косые
взгляды родителей, дети правителей все же поступали в столь нелюбезный их
сердцу университет) - он стал руководителем аминовцев.
Булгарские летописи рассказывают об арском бунте начала XIII века, который
докатился до Кашана, Мартюбы и Алабуги, где восставшие в клочья изорвали книгу
Гали о Юсуфе. Поистине, крестьянский бунт - бессмысленен и беспощаден! Кул
Гали тогда сидел в тюрьме, его освободили и жестоко избили. Сторонники муллы
стали уговорить, чтобы он "ради веры и державы" стал кашанским сеидом
- один из ключевых духовных постов в тогдашнем булгарском государстве. Жестокий
Чельбир в очередной раз утопил восстание в крови, но просвещенного муллу простил.
Однако, желая задеть его за живое, с издевкой спросил:
- После того, как пострадал от голытьбы, надеюсь, ты больше не будешь ее защищать?
- "Добрый царь" вначале посадил меня на цепь неволи, а "злые
язычники" ее разорвали, - ответил Кул Гали.
Похоже, с этого момента глава суфийского братства пересмотрел свои взгляды
и полностью отказался от насильственных методов, но не от борьбы.
Не исключено, что сожжение книги было организовано самими властями. В сказании
о Юсуфе есть стих, где доказывается необходимость перехода власти от старшего
брата к младшему, как к более мудрому и справедливому. Подозрительный Чельбир
усматривал здесь намек на тогдашнюю ситуацию в Булгаре: у него были младшие
братья, один из них симпатизировал "грачам", и тоже мог претендовать
на царский престол. Поэтому, когда Чельбир увидел, что книгу о Юсуфе восстановили,
в ярости ее растоптал и приказал схватить автора, как зачинщика смуты.
Но сделать это было не так просто. Несмотря на то, что Кул Гали публично заявил
о своем отрешении от какой бы то ни было власти, от светской и духовной, мулла
реально влиял на события, происходящие в государстве. Авторитет его был очень
высок! Благословения знаменитого муллы добивались и знатные вельможи, и простые
люди. Дома, где он останавливался, объявлялись святыми и превращали в мечети
- "Отуз", "Дервиш Гали"... Сам Гали тоже считался аулией,
то есть святым и неприкосновенным.
Узнав о том, что Чельбир послал своих слуг, чтобы арестовать его, мулла тихо
произнес слова, которые вмиг разнеслись по всей державе:
- Тот, кто переправится через Агидель (Каму), - утонет.
Охотников испытывать судьбу не нашлось: все знали, что Гали зря слов на ветер
не бросает. Правда, нашелся один отчаянный смельчак - не ведающий страха сардар
Гуза. О том, что с ним стало, - говорить, наверное, излишне. Да, его отряд
накрыло беспощадной камской волной.
Мир-Гази - университетский товарищ Кул Гали - помог опальному поэту скрыться
от гнева жестокого кана: сначала отвез в Булгар, а оттуда отправил с торговым
караваном в Хорезм.
Но там его уже поджидал другой тиран, еще покруче Чельбира. Как пишут булгарские
летописи, "вождь мэнхолов, или по-чински (по-китайски) "татар"
- Чингиз - вторгся в Хорезм". Булгарскому кану Чельбиру не откажешь в
прозорливости и политической хитрости. Он сразу понял, что имеет дело с грозным
соперником, и через купцов вышел на связь с его сыном Джучи, владевшим кыпчакской
частью Татарии. Джучи был не доволен доставшимся ему в правление уделом и
хотел владеть Персией и Хорезмом. Чельбир обещал Джучи помощь в обмен за нейтралитет
по отношению к Волжской Булгарии. Однако тайный сговор вскоре стал известен
Чингизу, и чем это обернулось для булгарского государства, мы хорошо знаем
из истории. "Жестокость - единственное, что поддерживает порядок - основу
процветания державы, - любил повторять Чингиз. - Значит, чем больше жестокости
- тем больше порядка, а значит - блага".
Сохрани нас, Господь, от такого "блага"! Чингизиды считали себя
господами всего мира и ни в грош не ставили человеческую жизнь. Что им до
какого-то поэта Гали, который, спасаясь от захватчиков, скитался вместе с
кочевниками по степи! Оймеки (кочующие племена - предки казахов), узнав, что
беглец - сказитель, не выдали его чингизидам. Все степняки любят песни, они
думают, что сказители могут говорить с Небом, и потому - святые. В благодарность
Кул Гали сложил для них несколько красивых баитов, которые, возможно, и сегодня
исполняются в степных казахских аулах.
Некоторые считают, что именно после того, как попал к кочевникам, мулла Гали
стал называть себя "кулом" - "рабом". Однако летописи
утверждают другое: мулла так стал называть себя в Алабужской тюрьме "в
знак сочувствия угнетенному народу". Есть еще одна версия: приставку
"кул" к своему имени Гали сделал по примеру суфийского шейха Кул
Яссави, которого считал своим учителем.
Какой бы бескрайней ни была степь, новости доходят и до нее. Однажды Кул Гали
получил отрадную весть: Чельбир умер, а правителем Волжской Булгарии стал
его друг Мир-Гази. Тогда Булгария вела войну с кочевниками и захватила в плен
большой отряд оймеков. Явившись во дворец к кану, Кул Гали потребовал их освобождения
и немедленного снижения налогов для всего податного населения Булгарии. Как
неудивительно, эти требования были тут же выполнены - казалось, наконец-то,
стала осуществляться идея-фикс мятежного муллы о Царстве Добра и Справедливости
на древней булгарской земле. Однако все надежды рухнули после того, как кан
внезапно заболел и умер, возможно, не без чьей-то помощи. И все вернулось
на круги своя.
А тут к столице подошли монголы. Осада Биляра длилась 45 дней. Захватчики
не жалели ни стариков, ни детей, ни женщин. В кровавой мясорубке погибла жена
Кул Гали. Иногда говорят, что та же участь постигла и самого муллу. Но в летописях
приводится другая версия. "Победители" умерщвляли одного пленного
за другим, пока не дошла очередь и до Кул Гали. И вот уже палач занес над
ним свой острый меч, как кто-то крикнул из толпы:
- Его нельзя казнить - ведь это верховный кахин булгар. Его гибель принесет
мэнхолам несчастье.
Суеверный Батый испугался и отпустил муллу с миром. Но тот не уходил, беспрестанно
читая молитву, чтобы ободрить ею своих обреченных на смерть товарищей. С лобного
места Кул Гали увели силой.
"Мэнхолы" пошли на Запад завоевывать новые страны, стремясь дойти
до "последнего моря", а несчастный мула с великого горя слег в постель.
Больше он никогда не поднялся. Его хотели перевести в Нур-Сувар, но довезли
лишь бездыханный труп, на груди которого покоилась древняя булгарская летопись
"Хон Китабы". Это случилось в начале 40-х годов XIII столетия.